Борис Пименов - маркетолог, создание сайтов, портретный фотограф.

Соцсети - площадки продвижения вашего бренда.

Разбираемся, как эволюционировала аудитория разных соцсетей и какие площадки лучше всего подойдут для продвижения в вашей сфере бизнеса.
Итак, будем разбираться с соцсетями.
Самые популярные соцсети в России
По данным исследования Mediascope, к апрелю 2020 российская аудитория распределилась по 5 самым популярным соцсетям следующим образом:
По данным исследования в городах с населением более 100 тысяч человек. Цифры приведены в % от населения страны.
Посетили ресурс хотя бы раз за месяц.
Среднее количество минут, которое пользователь провёл на ресурсе за день.
YouTube
Строго говоря, это не соцсеть, а видеохостинг. Но из-за большого охвата аудитории стоит уделить YouTube отдельное внимание. Ниже рассмотрим YouTube как площадку для создания собственного канала.

Особенности площадки

  • Формат длинных видео позволяет создавать обучающие ролики, подробные обзоры, интервью с экспертами и представителями бизнеса.
  • Более нативная подача: на YouTube люди приходят не за покупками, а за развлечениями и интересной информацией. Поэтому в роликах не стоит продавать напрямую. Канал на YouTube — это, в первую очередь, возможность заслужить репутацию экспертов и укрепить лояльность аудитории.
  • Более личное, чем на других площадках, общение с аудиторией: подписчики видят и слышат вас. Поэтому на YouTube особенно важны эмоции и настроение.
  • Сравнительно дорогой формат: снять и смонтировать ролик дороже, чем написать пост. Прибавьте сюда расходы на продвижение: контекстная реклама на тематических Телеграм-каналах или в pre-roll — это короткие рекламные ролики, которые загружаются перед видео, которое искал пользователь.

Кому подойдёт
Тому, у кого есть чёткая стратегия продвижения и продуманное позиционирование бренда. На YouTube бренды конкурируют не только друг с другом, а со всеми блогерами на площадке. Чтобы канал был успешным, нужно предложить зрителю что-то новое, а вместе с тем актуальное и востребованное, а затем анализировать реакцию, менять формат, подачу, темы. Это серьезная работа. И надо быть готовым к этому.

Эта мысль кажется очевидной, но каждый год на YouTube появляются сотни однотипных каналов, которые собирают очень мало трафика и быстро затухают. Все продуктовые марки публикуют рецепты, образовательные платформы — обзоры на свои курсы, магазины электроники — обзоры на технику.

Мой канал на YouTube: ТУТ.
Компания "Meta" признана в РФ террористической, и ее деятельность запрещена на территории РФ.
«ВКонтакте»
Популярность «глобальных» соцсетей, таких как «ВКонтакте» и «Фейсбук», снижается. Люди предпочитают использовать разные ресурсы для разных задач: переписываться в «Телеграме» и «Ватсапе», узнавать новости в «Телеграме» и «Твиттере», делиться фотографиями в «Инстаграме», смотреть видео в TikTok и на YouTube и так далее.

Тем не менее, «ВКонтакте» остаётся одной из самых востребованных площадок для всех типов бизнеса — здесь сосредоточена обширная аудитория разных демографических характеристик. Параллельно осваивая новые площадки, пользователи не покидают «ВКонтакте».

По данным на 2020 год, во «ВКонтакте» зарегистрировано более 510 миллионов пользователей. Даже если учесть, что примерно 30% из них не активны (боты, фейки, заблокированные и удалённые страницы), это всё равно огромное число пользователей.

В свете событий последнего времени, на момент написания этой статьи (март 2022), когда Роскомнадзор заблокировал 2 площадки соцсетей, актуальность "ВКонтакте" вырастет скорее всего в разы. Народ, испуганный отключением Инстаграм, срочно регистрируется в этой соцсети.

Особенности площадки
  • можно создавать полноценные магазины с оплатой через собственную платёжную систему VK Pay;
  • получать обратную связь от аудитории, отрабатывать возражения и негативные отзывы — в комментариях и личных сообщениях;
  • публиковать короткие и длинные посты с фотографиями, аудио, видео и гиф-изображениями;
  • подключать виджеты и уведомления;
  • настраивать рассылки, опросы и анкетирование;
  • внедрять автоворонки продаж.
Дополнительное преимущество — «ВКонтакте» постоянно совершенствует функционал и предлагает бизнесу новые возможности.

Кому подойдёт
С помощью «ВКонтакте» можно продвигать практически любой малый и средний бизнес:
  • e-commerce;
  • медицинские центры и стоматологии;
  • психологи и курсы;
  • компании, занятые в туризме и развлечениях;
  • коучинг, обучение и повышение квалификации;
  • страховые компании и банки;
  • автошколы;
  • фитнес-центры и салоны красоты;
  • общепит и т. д.

Исключение: B2B и специфический бизнес, который ведёт деятельность преимущественно в офлайне и не требует создания разнопланового контента: автозаправки, услуги эвакуатора.


«Инстаграм»
Слухи о том, что «Инстаграм» — соцсеть преимущественно для школьников и студентов, сильно преувеличены. По данным на 2019 год, почти 67% пользователей сервиса в России — люди в возрасте от 18 до 34 лет, то есть они платёжеспособны и активно покупают.

Второй стереотип: в «Инстаграме» преимущественно женская аудитория. Девушек действительно больше, но ненамного: в среднем 60% против 40%. И по мере увеличения возраста, доля мужчин тоже растёт.

Из-за последних событий, подробно говорить об этой площадке не будем.
Компания "Meta" признана в РФ террористической, и ее деятельность запрещена на территории РФ.
«Одноклассники»
Самый распространённый миф об «Одноклассниках» — это соцсеть для пенсионеров. При этом, по данным на 2019 год, почти 60% пользователей — мужчины и женщины в возрасте от 26 до 45 лет.

По данным на 2019 год.

Особенности площадки
  • Аудитория «Одноклассников» привыкла к товарно-денежным отношениям: закрытые профили, профили-невидимки, смайлики, стикеры, подарки, игры и другие возможности соцсети — платные. Активные пользователи площадки готовы к покупкам.
  • Инструменты для бизнеса постоянно совершенствуются: за последние два года в соцсети появились геотаргетинг, бизнес-профили, обзоры в маркетплейсе товаров, кнопки «Записаться» и «Купить».
  • В «Одноклассниках» низкая конкуренция: если ваша аудитория соответствует портрету среднестатистического пользователя этой соцсети, стоит попробовать запустить там рекламу.
  • Специфический контент: пользователи «Одноклассников» привыкли к иной подаче информации, чем в «Инстаграме» или «ВКонтакте». Поэтому бизнесу, который собирается освоить эту площадку, нужно быть готовым, что для «Одноклассников» придётся составить отдельный контент-план.

Кому подойдёт
Аудитория «Одноклассников» — преимущественно взрослые семейные люди, которых интересуют:
  • e-commerce: товары для детей, одежда, косметика, игрушки;
  • электронные товары и услуги: стриминговые сервисы, электронные книги, сайты знакомств;
  • образование: курсы и учебные студии для детей;
  • товары, связанные с домашним хозяйством и кулинарией;
  • игры: 59% пользователей — игровая аудитория;
  • региональный бизнес: «ВКонтакте» и «Одноклассники» в регионах популярнее, чем «Инстаграм» и «Фейсбук»;
  • медицина;
  • сериалы и кинофильмы.

«Фейсбук»
По структуре и функционалу «Фейсбук» похож на «ВКонтакте», однако российская аудитория площадки старше и больше ориентирована на бизнес-коммуникацию. Это позволяет успешно продвигать на площадке товары с дорогим ценником и «сложные» тематики бизнеса.

Из-за последних событий, подробно говорить об этой площадке не будем.
Компания "Meta" признана в РФ террористической, и ее деятельность запрещена на территории РФ.

Выводы

Резюмируем кратко особенности соцсетей:
YouTube — видеохостинг подойдёт практически любому бизнесу при условии, что бренд сможет разработать чёткую стратегию продвижения и продуманное позиционирование. Позволяет создавать более объёмный контент и рассказывать о более сложных продуктах, чем другие соцсети. Для психологов - отличная площадка для продвижения личного бренда.

«ВКонтакте» — широкий охват аудитории, подходит почти для всех тематик бизнеса, за исключением B2B и дорогих товаров. Для психологов - отличная площадка для продвижения личного бренда.

«Фейсбук» — по своим характеристикам похож на «ВКонтакте», но отличается от него деловой направленностью. Подходит для B2B, сложных тематик бизнеса, дорогих продуктов. Увы, площадка не работает.

«Одноклассники» — площадка оптимально подходит для позиционирования товаров для дома и семьи, медицины, образования, кино, игр. В том числе и для психологов.

«Инстаграм» — онлайн-витрина ваших товаров и услуг. Даёт широкие возможности для создания контента на стыке фото, текста, видео и аудио. Увы, площадка практически не работает.
Борис Пименов
маркетолог, портретный фотограф,
НЛП специалист.